Тонкости исполнения: когда музыкант становится исполнителем?

15 декабря 2015
Musicday

Такой тонкий, чувственный и отчасти совершенный мир музыки завораживает и пленит. Многотысячные концертные залы не перестают каждый день до отказа заполняться слушателями, а музыкальные школы не перестают набирать учеников. И кажется порой, что придумать что-то в музыке уже невозможно… Но далеко не за новыми придумками учатся играть на музыкальных инструментах.

Все школы, все педагоги, все уроки, преподаваемые ими, учат маленьких и взрослых начинающих музыкантов одному – исполнять композиции и произведения. Исполнять идеально. Так, возможно, как никто в мире ещё не исполнял. Каждый музыкант может обрести известность не только придумывая что-то новое, но и чувственно исполняя старое.

Почему исполнительство можно назвать магией?

Исполнять музыку – не значит механически считывать ноты с листа бумаги. Даже идеальная техника игры порой звучит вяло, блёкло и совсем не живо. Музыка – это чувство, передающееся своим специфическим языком. И владеть в совершенстве этим языком дано не каждому. Она несет в себе скрытую информацию:

  • в динамических аспектах;
  • в самих нотах (ритм и высота);
  • в штрихах;
  • в мелизматике.

Музыку, как и любую другу деятельность человека, можно сопоставить с наукой. А любую науку – с творчеством. Теория здесь – важный фактор, но чтобы научиться исполнять искусно, этого недостаточно. Творческое искусство не поддается объяснению и мерам. Как же распознать настоящего мастера-исполнителя:

  • он умеет доносить ноты до слушателя, пробуждает в них чувства, образы и мысли;
  • он умеет грамотно понимать нотный текст.

Для исполнителя в нотах заложен шифр, который он должен разгадать и понять, что хотел сказать композитор, какой стиль он заложил в свою музыку.