Небесный голос челесты

29 декабря 2014
Musicday

челеста (celesta)

Название «челеста» (итал. celesta - небесная), возможно, многим ни о чём не говорит. И далеко не каждый может сказать, на что похож этот инструмент. Однако многие удивятся, узнав, что уже не раз его слышали. На первый взгляд, челеста похожа на орган, но тембр её совершенно иной. Она обладает уникальным и очаровательным звучанием и превосходной звуковой проекцией.


Появился этот инструмент относительно недавно. Он был изобретён французом Огюстом Мюстелем (Auguste Mustel) в 1886 году. Внутри него находятся металлические пластинки, по которым, как в колокольчиках, ударяют молоточки, приводимые в движение нажатием клавиш. Этот инструмент с полным правом можно назвать ударным, но обычно его относят к клавишным.


Первые модели современной челесты имели диапазон в четыре октавы, начиная от среднего до. Но после того как Албан Берг (Alban Berg) в своей опере «Воццек» (Wozzeck) по ошибке написал партитуру для челесты на пять октав, многие мастера стали делать именно такие челесты. Сейчас челесты на пять октав (от с1 до с5) - самые распространённые, а некоторые даже имеют диапазон в 5 с половиной октав.


Первым композитором, который увлёкся челестой и явил её миру, был Чайковский. Его встреча с инструментом состоялась в 1891 году в Париже, где он остановился по дороге в США. Завороженный тембром инструмента, он немедленно его купил, а после ввёл его партию в балет «Щелкунчик» (Танец феи Драже). Этот балет имел огромный успех и был подхвачен всеми танцевальными группами. Так челеста вошла в оркестры всего мира.
С тех пор неподражаемое звучание челесты использовалось многими композиторами в романтических операх и балетах. Инструмент стал ещё популярнее с появлением композиторов-импрессионистов, таких, как Равель и Дебюсси, и постромантиков, как Рихард Штраус. Самые большие фрагменты, написанные для челесты, встречаем в таких произведениях, как «Симфония № 6» Малера, «Музыка для струнных, ударных и челесты» Бартока и «Симфония № 4» Шостаковича, где долгое соло челесты завершает последнюю часть.


Современные композиторы очень ценят этот инструмент, завоевавший мировую известность. Челеста не только часто звучит в оркестрах, но и используется как самостоятельный инструмент. Более того, компания Yamaha исправила недостаток прежних челест - монотонность тембра - интегрировав в инструмент систему рояля. Таким образом, регулирование мощности звука позволяет передавать на челесте тончайшие звуковые оттенки. А значительное усовершенствование клавишного туше облегчает исполнение наиболее быстрых фрагментов.