Ямайка – музыкальный рай

15 августа 2014
Musicday

Как официальное явление, ямайская музыка была признана в начале 20 века. Тогда основными жанрами, царившими на острове, были калипсо и менто. Они сочетали в себе мелодии африканского континента и традиционные напевы карибских народов. Услышать композиции можно было как в исполнении отдельных музыкантов, так и бродячих коллективов, выступавших без музыкального оборудования. Использовался ритм 2/4 и 4/4, первый впоследствии стал основой для музыки ска, второй был слышен в ямайских мелодиях 60-х годов.

Бурно развивалась ямайская музыка в послевоенные годы, тогда на остров проникали мелодии из Кубы, США, Великобритании. Джаз, ритм-энд-блюз, диксиленд – все эти направления развивались на Ямайке интенсивно и самобытно. Бедность не давала возможности каждому купить в музыкальном магазине приемник или проигрыватель, и живая музыка была самой доступной. В те годы на острове появились так называемые саунд-системы – передвижные дискотеки, их устанавливали на огороженных площадках, устраивая людям развлечения и праздник. Записей тех лет не существует в природе, так соответствующего оборудования не было ни у кого, все концерты проходили вживую и были уникальны.

Оценив богатство и разнообразие ямайской музыки, владельцы звукозаписывающих студий стали открывать свои отделения на острове. В те годы и начала развиваться музыкальная индустрия Ямайки. Derrik Morgan, Owen Gray, Jeckie Edwards - эти исполнители, работающие в стиле ритм-энд-блюза стали первыми, кто записал свои творения на пластинках.

Как уже сказано выше, все направления, проникающие на остров, не могли развиваться там в чистом виде, они сплетались с местными мотивами, особенностями традиционных музыкальных инструментов и традициями, образуя новые стили и жанра. Так родилась музыка ска – в ее основу легли карибские ритмы и американский ритм-энд-блюз, первыми исполнителями были музыканты группы Skatalites, за ними последовали Soul Vendors, Ska Kings,Blue Busters и другие. С первой группой в 60-х годах работал Боб Марли.

Развивались на Ямайке и другие стили. Даб стал результатом экспериментов с виниловыми пластинками, когда звучание одного из инструментов делали основным, приглушая остальные. В этом направлении творили King Tubby и Lee «Scratch» Perry.

В конце 60-х в зародилась музыка рэгги, предшественником ее был рок-стеди, несколько отличавшийся ритмом. В стиле рэгги позже выступал Боб Марли, его имя связывают с этим музыкальным течением. Кроме мягких лирических напевов там звучали и протестные композиции, отражающие борьбу темнокожих американцев за свои права.