Обучение исполнительским приемам на уроках вокала

22 октября 2012
Musicday

Урок 1. Расщепление
Расщепление довольно часто используется в эстрадном пении. Во время исполнения этого приема к основной чистоте звука примешивается доля другого тона, часто представляющая собой звук, напоминающий больше шум, чем пение. Дыхательный поток делится на два. Такие приемы используются в «горловом пении» азиатских народов. К расщеплению относятся драйв и субтон.

Урок 2. Драйв
Как было сказано ранее, драйв это особый прием расщепления, имеющий также свои подвиды рев, дэт-вокал, гоулинг и хриплый голос. Все эти приемы важно использовать, если вы планируете карьеру рок-певца. Современные методики преподавания помогут вам быстро освоить этот прием. Исполнение этого приема не вызывает болевых ощущений, усталости голоса или першения во рту.

Иногда может быть такое ощущение, будто бы кошки расцарапали вам мягкое небо около носоглотки, оно считается нормальным во время освоения приема. После того, как речевой аппарат, стенки носоглотки пристроятся к данному звуку и перестанут напрягаться, симптом уйдет. Если во время упражнений у вас возникает кашель или сильное першение, нужно прекратить выполнение упражнения и вернуться к исполнению чистым звуком. У драйва есть свои виды и способы употребления, которые можно узнать, посещая курсы вокала. Среди них выделяют драйв фальцетный (визговый), субтоновый и грудной.

Правильное выполнение всех задач педагога по вокалу оставляет ощущение легкости и полетности голоса, верхние звуки начинают лучше звучать и пропеваться. Следует сказать, что прием возник благодаря желанию спеть ноты, не обращая внимания на возможности своего диапазона. Драйв полезен для того, чтобы облегчить пение в верхнем участке диапазона, так как во время его исполнения мягкое небо поднимается, а диафрагма дает дополнительное давление. Планомерная работа над диафрагмой позволяет достичь плавности звука и отсутствие гортанного напряжения, громкость достигается использованием правильного резонатора, глухота и прикрытость звука использованием субтона – пение с придыханием.


Урок 3. Вибрато
Этот один из основных приемов академического пения, он является замечательным украшением длительной ноты. Прием заключается в колебании звука, при помощи движения диафрагмы. Некоторым певцам, проходящим курсы вокала, красивое вибрато дано природой, однако в других случаях освоение этого приема требует подготовки. Основная певческая нагрузка переносится на диафрагму, которая последовательно расслабляясь или напрягаясь, меняет тембр и громкость основного тона. У вибрато есть свои украшения – мелизмы, опевания и колоратуры. На уроках вокала чаще всего уделяют внимание развитию крупного диафрагментарного вибрато, поскольку оно наиболее редко зависит от природных данных.

Глиссандо, штробас, йодль, фальцет тоже являются интересными исполнительскими приемами, которые необходимо освоить начинающему эстрадному певцу.

Глиссандо представляет собой плавный переход от одной ноты к другой. В музыкальной среде этот прием еще именуют слайдом. Фальцет – пение, не имеющие опоры. Прием позволяет расширить диапазон в высоком регистре. Часто применяется в поп-музыке и джазе. При гармоничном комбинировании фальцета и пения «на опоре» возник прием получивший название Йодль, более известный как тирольское пение. Прием штробас предполагает исполнение очень низких нот, которые невозможно спеть чистым звуком. При исполнении звучание ноты получается весьма специфическое, поэтому в музыке этот прием используется редко.