Влияет ли музыка на мозговую деятельность?

28 января 2015
Musicday

Какая разница, какую музыку слушать? Дело вкуса – кому что нравится. Так принято считать. Однако даже невнимательными наблюдателями давно подмечено: вокруг разных стилей музыки группируются люди похожие.

И дело не только в манере одежды – ведь и то, как человек одевается, - все это также демонстрирует его внутренний мир. Как правило, пристрастие к той или иной музыкальной культуре обуславливает и то, какие книги читает человек, какие фильмы предпочитает, какой ведет образ жизни и выбирает ли он Сузуки или Volkswagen. Пытаться все свалить на «подражание кумирам», конечно же, некорректно – у самих исполнителей того или иного музыкального направления, даже играющих в одном коллективе, может быть совершенно разный распорядок дня и интересы в жизни.

Исследование влияния музыки на развитие личности решили изучить после того, как эмпирическим путем была доказана роль чтения в развитии мозговой деятельности. Проще говоря, чтение развивает способность мыслить, анализировать, сопоставлять факты – причем не информация, которая получается при чтении, а именно чтение само по себе, процесс вычитывания букв на бумаге. Даже в тот момент, когда вы изучаете техническую документацию на БМВ или Citroen, мозговая деятельность активизируется.

Придя к таким интересным заключениям, ученые озаботились: а влияет ли музыка на развитие мозговой деятельности? Оказалось , да. Прослушивание более сложных в полифоническом отношении музыкальных произведений, даже если вы делаете только в то время, пока ваш Nissan стоит в пробке, способствует развитию тех же навыков мозга, что и чтение. Напротив, примитивные ритмические конструкции с постоянно повторяющимися незамысловатыми пассажами из нескольких нот ведет к ослаблению умственной деятельности.

Конечно, поход на дискотеку раз в неделю не повредит юноше или девушке, если в остальное время они гармонично развиваются. Однако постоянное слушание того, что в просторечье называют «буц-буц-буц» в наушниках, может привести к весьма плачевным результатам. При этом большинство людей, проявивших себя в науке и культуре, с детства были приучены к классической музыке. Среди поклонников джаза гораздо больше читающих серьезную литературу людей, чем среди поклонников поп-музыки. В свете таких открытий педагоги даже заговорили о том, что повальная малограмотность и крайне низкая обучаемость нынешнего поколения школьников напрямую связана с преизбытком примитивной музыки в теле - и радиоэфирах.